Как Сальвадор Дали повлиял на современный дизайн?
Сальвадор Дали заложил основы для того, чтобы воспринимать мебель и интерьер как средство самовыражения. Его мировоззрение вдохновляет современных дизайнеров на создание необычных, провокационных решений, стирая границы между искусством и функциональностью. Благодаря Дали мир дизайна стал более свободным и смелым, открыв двери для экспериментов и новых форм.
Игры с реальностью
Именно такой взгляд — играть с реальностью и функциональностью — позволяет современным интерьерам быть яркими и запоминающимися. Сальвадор Дали считал, что мебель может быть не просто утилитарным предметом, но и объектом искусства. Среди его самых известных произведений мебельного дизайна — диван, вдохновлённый губами актрисы Мэй Уэст. Этот предмет стал культовым, символизируя слияние чувственности, театральности и абсурда, характерных для сюрреализма.
Диван Dalilips (первоначально названный «Saliva Sofa») был создан Сальвадором Дали и Оскаром Таскетсом в 1972 году и был выпущен тиражом 300 экземпляров для зала Мэй Уэст в Театральном музее в Фигерасе. Из-за отсутствия технологий диван не был коммерчески жизнеспособным, но к столетию со дня рождения Дали в 2004 году был выпущен «Далилипс» из вспененного полиэтилена. С тех пор он производится в промышленных масштабах компанией BD Barcelona.
На фото: Сальвадор Дали и Оскар Таскетс представили диван Saliva Sofa в парижском отеле Meurice в 1973 году, они же с одним из четырех прототипов дивана Saliva в Кадакесе в 1974.
На фото: картина Сальвадора Дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» (1934-35 гг.), которая послужила отправной точкой для дизайна, современные диваны BD Dalilips.
Дали желал переносить видения своих живописных работ в физическую реальность. На переднем плане его картины 1935 года «Женщина с головой, усыпанной розами» изображено необычное кресло с туфлями и тонкой рукой, украшающей подлокотник. В комплекте с креслом выступает столик, словно созданный из вытянутой металлической руки, завершая этот сюрреалистический ансамбль.
Как говорил сам Дали, он стремился «создавать фантастические вещи, волшебные вещи, вещи, как во сне».
На фото: «Женщина с головой, усыпанной розами» (1935), стул BD LEDA, чьи выразительные изгибы воспроизводят творческую энергию живописи и сознания Дали.
На фото: вдохновлённый картиной Сальвадора Дали «Женщина с головой, усыпанной розами» (1935), стол BD LEDA воплощает в жизнь сюрреалистический образ.
Среди других выдающихся работ Дали — «Лампа с костылями», созданная в сотрудничестве с Жан-Мишелем Франком, арфа со струнами из колючей проволоки, преподнесённая в подарок Харпо Марксу, и роскошный набор столовой посуды из 500 предметов, разработанный в конце 1970-х годов совместно с немецкой керамической компанией Suomi.
На фото: набор посуды Suomi с дизайном Сальвадора Дали.
Среди его других проектов — садовая мебель для дома в Портлигате, дизайн ночного клуба в форме ежа для отеля Presidente в Акапулько (1957), а также оформление бара в Калифорнии в 1940-х годах. Его творческий диапазон охватывал не только мебель, но и мелкие элементы декора: краны, ручки, набалдашники, гравюры. В 1933 году Дали даже запатентовал собственный дизайн скамейки для использования на открытом воздухе.
На фото: оригинальный шезлонг Portlligat был изготовлен Дали в 1962 году из древесины оливкового дерева для его дома в Фигерасе. Репродукция от BD Barcelona выполнена из древесины ироко, устойчивой к перепадам температуры и влажности, а также с дополнительной обивкой для использования на открытом воздухе.
Идеи сюрреализма, популяризированные Дали, трансформировали подход к проектированию мебели. Далее расскажем про самые главные отличительные черты такой мебели.
Необычные формы
Кресло Kisss от Марселя Вандерса отдаёт дань уважения культовому дивану Сальвадора Дали. Его манящий силуэт располагает к отдыху и придаёт игривую изысканность любому помещению. Кресло обито 100% шерстяной тканью Kvadrat Divina 3 с различными вариантами расцветки.
На фото: Kisss Lounge Chair от бренда MOOOI.
На фото: кресло B&B Edamame.
На фото: дизайнерские пуфы Roche Bobois Sismic.
На фото: журнальные столики Boca Do Lobo Wave.
На фото: яркие столики Boca Do Lobo Zaragoza.
Эксцентричные решения
Сальвадор Дали часто использовал контрастные цвета и неожиданные комбинации, чтобы создать удивительные визуальные эффекты. Этот подход нашёл свое применение в современном дизайне, где используют эксцентричные решения, чтобы добавить эмоциональный заряд в интерьеры.
На фото: сейф Boca Do Lobo Dali. Его плавные, изогнутые линии и отделка из высококачественных материалов, таких как золото, латунь и полированный металл, превращают сейф в настоящий шедевр.
На фото: статуэтка страуса с полкой для посуды Fratelli Boffi Lizzy.
На фото: оригинальное кресло от Гаэтано Пеше B&B Up 50, в котором снялся сам Дали.
Сюрреалистические акценты
Уникальная форма Boca Do Lobo Lapiaz сочетает глянцевую поверхность из полированного металла и вставки с эффектом растрескивания, которые создают эффект текучести и движения.
На фото: консоль Boca Do Lobo Lapiaz.
Форма Fratelli Boffi Elegance напоминает зубчатую колонну, которая состоит из множества «коржей». Удивительной особенностью комода являются выдвижные ящики, открывающиеся со всех четырёх сторон:
На фото: комод Fratelli Boffi Elegance. Предлагается в элегантной отделке под состаренное серебро или золото.
Коллекция светильников Masiero Dropop напоминает капли, зависшие в пространстве. Широкая палитра цветов позволяют легко интегрировать Dropop в современные интерьеры.
На фото: светильник Masiero Dropop.
Как и культовые «мягкие часы», светильник Tonin Casa Dali «плавится» и свисает с ножки из массива дуба со встроенной светодиодной подсветкой.
На фото: фрагмент картины «Постоянство памяти» (1931) и светильники Tonin Casa Dali в настольной версии.
Искусствовед Доун Адес считала: «Мягкие часы — это бессознательный символ относительности пространства и времени, сюрреалистическая медитация и крах наших представлений о фиксированном космическом порядке». По другой версии, Дали вдохновлялся крылатой фразой Гераклита: «Все течёт, все меняется». Еще одна красивая интерпретация предполагает, что мягкие часы отображают причудливое течение времени во снах, где оно может растягиваться, сжиматься или вовсе прекращать существование.
На фото: подвесной светильник Tonin Casa Dali.
Парадоксы и неожиданности в дизайне
Сальвадор Дали часто создавал непредсказуемые комбинации предметов, форм и цветов, которые вызывали удивление и интригу у зрителя. Уникальный дизайн Boca Do Lobo Newton состоит из сфер и полусфер, напоминающих молекулярные структуры, выполненных из полированного алюминия с отделкой под золото или чёрный лак.
На фото: консоль и столик Boca Do Lobo Newton.
Стол Fratelli Boffi Prego! выделяется своим оригинальным основанием в виде реалистично выполненных человеческих рук, поддерживающих столешницу. Этот экстравагантный предмет символизирует тонкую грань между искусством и мебелью.
На фото: обеденный стол Fratelli Boffi Prego!.
Век манифесту сюрреализма
В 1924 году сюрреализм потряс мир искусства, представив манифест, вдохновлённый сновидениями, бессознательным и фантастическим. Спустя сто лет Париж отметил век этого движения серией торжеств, включая масштабную ретроспективу в Центре Помпиду. На Парижской неделе дизайна его ироничный и провокационный дух ожил вновь. Одним из ярких событий стала выставка в Galerie Poggi, посвящённая мебельным творениям Сальвадора Дали. Экспозицию, созданную архитектором Жоаном Мадерой, подготовили в сотрудничестве с BD Barcelona Design.
На фото: прототип дивана Dalilips и торшер с костылём Bracelli в Galerie Poggi на Неделе дизайна в Париже в 2024 году.
Теги: Диваны, Кресла, Столы, Журнальные столики, Стулья, Консоли, Обеденные столы, Настольные светильники, Напольные светильники, Столы и стулья, Комоды, Tonin casa, шезлонги, мягкая мебель, Освещение, Бары, Сейфы, Дизайнерские диваны, Дизайнерские кресла, B&B, Boca Do Lobo, Дизайнерские светильники, Fratelli Boffi, Дизайнерские стулья, Masiero, Сальвадор Дали, Дизайнерские столы, потолочные светильники, точечные светильники, Сюрреализм, Светильники и Лампы, MOOOI, Dali