Архитектурный подход: мебель в стиле брутализм
Брутализм — стиль, который не просто выдержал испытание временем, но и эволюционировал из архитектурного движения в масштабный культурный феномен. Сегодня его принципы проникли в самые разные области искусства, от графики и моды до брендинга и дизайна мебели. Как брутализм повлиял на предметный дизайн и изменил наше восприятие домашнего пространства?
Происхождение брутализма
Чтобы понять брутализм, необходимо вернуться в послевоенные 1950-е годы — период поиска новых идей и эстетических решений. Его название произошло от французского словосочетания béton brut — «сырой цемент». Британский архитектор Элисон Смитсон одной из первых употребила термин «брутализм» для описания проекта небольшого дома в Сохо, который должен был воплотить концепцию «складской эстетики». Архитекторы стремились показать архитектуру «как она есть» — минималистичную, без излишеств, с открытой структурой и грубыми, необработанными материалами.
Брутализм был не просто стилем, а манифестом. Критик Рейнер Бэнхем в эссе «Новый брутализм» (1955) сформулировал три принципа, которые стали каноном для этого направления: запоминаемость образа, открытая демонстрация структуры и честное использование материалов. Для Бэнхема брутализм был больше, чем архитектурная эстетика — это был «лозунг, политика», символ нового, смелого подхода к проектированию. Бетон, со своей простотой и монументальностью, стал основой стиля, придавая зданиям строгость и мощь.
Неоспоримым предшественником брутализма был Ле Корбюзье с его знаковым проектом жилого дома Unité d’Habitation в Марселе (1948). Он использовал «сырой бетон» не как компромисс, а как художественное выражение.
Брутализм быстро стал глобальным феноменом. Здания в этом стиле возникали по всему миру — от России и Италии до Бразилии и Японии. Каждая страна адаптировала его принципы под свои культурные и экономические реалии, создавая локальные интерпретации. Бетонные жилые комплексы, церкви, виадуки и памятники в стиле брутализма до сих пор вызывают восхищение.
На фото: Церковь Иисуса Искупителя в Турине, архитекторы Никола Моссо, Леонардо Моссо, Ливио Норци, 1954-1957 гг.
На фото: Villagio Matteotti в Терни, архитектор Жанкарло де Карло, 1969-1975 гг., Villa Gontero в Кумиана, архитекторы Карло Граффи и Серджио Музмечи, 1969-1971 гг.
Брутализм за пределами архитектуры
Влияние брутализма быстро распространилось далеко за пределы зданий и городского ландшафта. В современном контексте брутализм превратился в эстетическую форму, которая находит применение в самых различных областях — от дизайна интерьеров до моды и даже кулинарии. Он стал своего рода символом альтернативной красоты и бунтом против излишней декоративности.
На фото: стол на рельсах Roche Bobois Less is more, Roche Bobois Tenere.
На фото: обеденный стол на Х-образной стальной базе Roche Bobois Axel — Fenix.
В последние десятилетия интерес к брутализму получил новое дыхание благодаря социальным сетям и цифровым платформам. Фотографы-любители и энтузиасты архитектуры сыграли ключевую роль в популяризации бруталистских объектов. Например, такие здания, как Нотр-Дам-дю-О в Роншане Ле Корбюзье или Треви-Тауэр в Лондоне, начали восприниматься не просто как бетонные «гиганты», а как объекты культурного наследия, обладающие уникальной эстетикой. Бруталистская архитектура стала частью визуального кода поколения, привлекающего своей геометрической строгостью и меланхоличной атмосферой.
На фото: обеденный стол Bonaldo Louver.
В графическом дизайне этот стиль проявляется через минимализм, грубую типографику, монохромные палитры и отказ от сложных элементов в пользу прямолинейной функциональности. Бруталистский веб-дизайн, намеренно «сырой» и минималистичный, стал ответом на чрезмерную перегруженность современных сайтов.
Однако популяризация брутализма вызвала и определённые противоречия. Как отмечает американский журналист Брэд Даннинг в GQ, «брутализм — это техно-музыка архитектуры, суровая и угрожающая». Подобно минимализму, термин «брутализм» постепенно стал слишком расплывчатым, превратившись в хэштег и модное слово. Широкое использование порой стирает изначальное значение, но одновременно делает стиль более доступным и узнаваемым для массовой аудитории.
На фото: настольные светильники из цемента Urbi et Orbi Papel и Urbi et Orbi Aretha T.
На фото: барный стул из прессованного алюминия Magis Déjà-vu.
Возрождение брутализма и его противоречия
Одни видят в бруталистских зданиях воплощение геометрической строгости и честности материалов, другие — символы социальной изоляции. Этот дуализм мнений подчёркивается в статье Il Post, где говорится о том, что такие здания вызывают как восхищение, так и отторжение. Одни ценят их как памятники архитектурного наследия и немых свидетелей истории, другие требуют их сноса как пережитка угрюмого прошлого.
Фильм «Бруталист», представленный на 81-м Венецианском кинофестивале, ярко демонстрирует это противоречие. Режиссёр Брэди Корбет черпает вдохновение у таких архитектурных гигантов, как Луис Кан, Пол Рудольф и Марсель Бройер, создавая историю, где бетонные конструкции становятся не просто фоном, а полноценными персонажами. В статье для журнала Domus Габриэле Ниола отмечает, что фильм прославляет преданность дизайну и архитектуре, подчёркивая их глубокое влияние на общество.
Тем не менее, несмотря на критику и противоречивое восприятие, брутализм продолжает оставаться одним из самых обсуждаемых и влиятельных эстетических направлений.
На фото: стол Ditre Italia Pillar, Tonin Casa Brooklyn.
Главные характеристики мебели в стиле брутализм
Мебель в стиле брутализм — это не просто функциональные предметы интерьера, а смелые дизайнерские решения, которые воплощают философию минимализма и монументальности.
1. Индустриальные материалы
В основе лежит использование натуральных и индустриальных материалов, которые демонстрируют свою естественную фактуру. Это прежде всего:
- Бетон и цемент
- Дерево с заметной текстурой
- Металл
- Натуральный камень, особенно известняк и мрамор
На фото: столы из серии Magis Brut, созданные поклонником индустриального стиля Константином Грчич, объединившим брутальный чугун, роскошный мрамор, дерево и закалённое стекло.
На фото: стол Baxter Lagos на металлических ножках, столешница из гранита.
Материалы не маскируются и не скрываются — их структура, шероховатость и дефекты становятся центральным элементом дизайна.
На фото: стол Minotti Morgan. Подставка под столешницу выполнена из хрома.
2. Простые геометрические формы
Бруталистская мебель отличается строгими, скульптурными формами. Предпочтение отдается:
- чётким углам и силуэтам;
- массивным блокам и монолитным конструкциям.
На фото: светильник в стиле брутализм Roche Bobois Norro.
Регулируемый источник света крепится к основанию с помощью магнитов. Включение/выключение осуществляется путем открывания/закрывания подвижной части на основании.
На фото: горшки для растений Atelier Vierkant Cle.
3. Минимализм и функциональность
Главная идея — подчеркнуть функциональность предмета и его честный дизайн. Каждый элемент имеет своё практическое назначение. Мебель как бы заявляет: «Я здесь, чтобы служить».
На фото: кожаный стул Frag Latina, кожаное кресло Minotti Atlan.
На фото: столики Cattelan Italia Pancho.
4. Массивность
Бруталистская мебель нередко производит впечатление тяжеловесной и монументальной. Её физическая и визуальная мощь вызывает ассоциации с устойчивостью и надёжностью. Такая мебель кажется «вросшей» в интерьер и часто требует «воздуха» для полноценного восприятия.
На фото: журнальные столы Meridiani Gong.
На фото: стол-трансформер на конусе Bauline Adagio. Очевидная основательность формы и минималистский стиль скрывают высокую технологичность механизмов Bauline, которые обеспечивают значительное удлинение стола и внутреннее хранение сегментов.
5. Нейтральные цвета
Цветовая гамма мебели в стиле брутализм отражает её материал и естественное происхождение. Преобладают:
- Серый цвет (бетон, камень)
- Коричневые и землистые оттенки (дерево, кожа)
- Чёрный и тёмный металл
- Белые и песочные тона для каменных поверхностей
На фото: Pallucco Grid. Решетка доступна как в белом, так и в чёрном цвете, в виде подвесного светильника или настольной/напольной лампы.
6. Тактильность
Фактура играет ключевую роль в восприятии бруталистской мебели. Грубая поверхность дерева, холодный и пористый бетон, шероховатый металл — всё это создаёт тактильное взаимодействие с предметами и подчёркивает их природу. Важна не только визуальная эстетика, но и физическое ощущение материала.
На фото: металлический стол Baxter Cairo.
На фото: буфет Cattelan Italia Vivaldi с дверями и боковинами из дымчатого или бронзового зеркального хрусталя.
7. Влияние архитектуры
Бруталистская мебель часто выглядит как миниатюрное воплощение архитектурных конструкций. Столы напоминают массивные опоры зданий, а стулья — скульптуры из бетона или металла. Этот стиль размывает границу между предметом интерьера и объектом искусства.
На фото: мраморный столик Bolzan Dominic Marble. Вдохновлённый Dom-Ino — домом отца современной архитектуры, Ле Корбюзье, который первым понял и интерпретировал многофункциональные потребности современных домов.
На фото: придиванные столики Roche Bobois Tandem End Table.
На фото: скамья B&B Dip & Double Dip из нержавеющей стали.
На фото: оригинальная консоль Minotti Pilotis. Цилиндрическая полированная стальная рама основания вставлена в полый полуцилиндр с такой же отделкой. Столешница из МДВ в шпоне ясеня.
Мебель в стиле брутализм — смелый выбор для тех, кто ценит минимализм, честность материалов и архитектурный подход к дизайну. Она идеально вписывается в современные интерьеры с лофт-эстетикой и не только, добавляя пространству монументальность и характер.
Теги: Meridiani, Столы, Журнальные столики, Стулья, Консоли, Обеденные столы, Настольные светильники, Столы и стулья, Стеклянные столы, Комоды, Буфеты, Cattelan Italia, Tonin casa, Мебель для гостиной, Современная мебель, Мебель для кухни, Дизайнерская мебель, Освещение, Скамьи, Bonaldo, Minotti, Барные стулья, B&B, Столы-трансформеры, Мебель для столовой, Ditre Italia, Bolzan, Дизайнерские светильники, Обеденные стулья, Дизайнерские стулья, Baxter, Frag, Дизайнерские столы, точечные светильники, Roche Bobois, Светильники и Лампы, Рабочее место, Magis, ATELIER VIERKANT, Pallucco, Urbi et Orbi, брутализм, Bauline