Марио Беллини. Красота по-итальянски
Марио Беллини (Mario Bellini) — признанный столп индустрии и один из неутомимых создателей бренда «итальянский дизайн». Его выставка «Красота по-итальянски» обратила внимание на важную роль спасительной и преображающей красоты. Отсюда и название — «Italian Beauty». Эта выставка стартовала в Триеннале в Милане, родном городе Беллини, а весной прошла на трех этажах атмосферного корпуса «Руина» архитектурного музея им. Щусева в Москве.
«Можно ли назвать эту выставку „ретроспективой“? Не совсем. Я предпочитаю называть ее перспективой, поскольку мой взгляд по-прежнему обращен в будущее», — Марио Беллини.
На фото: Марио Беллини с вазой Moon для Kartell. Великолепные полупрозрачные вазы диаметром 45 см выглядят как половинки луны, изящно преломляя свет и преображая пространство.
Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, в 1959-м закончил знаменитый миланский Политех, получив диплом архитектора. Как и большая часть его коллег по цеху в 1960-е с головой погрузился в промышленный дизайн. Марио Беллини создал ряд знаковых объектов в области мебельного искусства, которые стали культовыми предметами дизайна. Например, стул Cab, основа которого представляет собой простой каркас из металлических трубок, поверх которого накладывается кожаное «седло», стол на ножках-колоннах Colonnato, гамма мягкой мебели Le Bambole для B&B.
На фото: мягкая мебель Le Bambole для C&B Italia от Марио Беллини.
На фото: знаменитый снимок Oliviero Toscani для рекламы мебели Le Bambole.
Восемь раз Беллини становился лауреатом престижной премии Compasso d’Oro («Золотой циркуль»). В 1987 году нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу его работ. К тому времени уже 25 объектов находились в постоянной коллекции музея. До Беллини такой чести прижизненно не удостаивался ни один дизайнер!
На фото: диван Le Bambole на выставке в Москве.
Stardust — революционный продукт, который Марио Беллини создает для Meritalia. Мебель наводит на мысль о звёздах на ночном небосклоне. Необычная идея заключалась в том, чтобы использовать внутри «равиоли из воздуха», подобные тем, которые обычно используются для упаковки, и металлическую сетку из тонкой нержавеющей стали в качестве каркаса. Внутри располагаются светодиоды малой потребляемой мощности, которые превращают мебель в источник приглушённого света. Stardust обладает ко всему прочему и другим важным качеством: кресло можно поднять буквально одной рукой!
На фото: мебель Stardust для Meritalia. Большие и удобные «светильники», на которых можно сидеть.
Архитектурная деятельность
В конце 1980-х, собрав все возможные премии и награды в промышленном дизайне, Марио Беллини обращается к архитектурной деятельности. Он открывает бюро Mario Bellini Architects, в котором сейчас трудятся более 250 специалистов.
На фото: макеты зданий, спроектированных Марио Беллини.
Среди зданий, которые он спроектировал и построил: Токийский центр дизайна, Национальная галерея Виктория в Мельбурне, штаб-квартира Deutsche Bank во Франкфурте, Музей истории города Болоньи, здание Департамента исламского искусства в Лувре. Италия вручила ему Золотую медаль за достижения в области архитектуры.
На фото: здание Deutsche Bank AG.
На фото: выставка Марио Беллини в музее им. Щусева в Москве.
«Каждый новый проект — это путешествие, исследование неведомого в поиске смысла, ощущений, красоты», — Марио Беллини.
За долгую карьеру Беллини спроектировал множество предметов, ставших иконами дизайна. Печатные машинки и платежные терминалы для Olivetti, стулья и диваны для B&B Italia и Cassina, офисные кресла для Vitra, светильники для Artemide и Flos, кровати для Flou, столы для Poltrona Frau, автомобили для Renault, Lancia и Citroën, вазы и столики для Kartell.
На фото: оригинальная дизайнерская кровать Flou PianoPiano. Расширенное мягкое основание имеет ровные края и может служить прикроватным столиком или сиденьем.
Про стулья...
«Пожалуй, самым древним предметом конструктивно сложной мебели является стул. Это также может быть причиной того, что именно этот элемент, основной образ которого — четыре ноги, сиденье и спинка — наиболее глубоко укоренился в коллективной памяти. Используя Cab, я попытался создать кресло таким, каким оно было всегда, хотя в соответствии с подходом, описанным ранее, я также рассматривал стул как протез и „расширение“ тела. В результате образуется несущий скелет с растянутой на нем кожей, который упруго вмещает тело человека», — Марио Беллини.
На фото: скетч стула CAB 412 Bellini Chair, и он же в выставочном пространстве.
На фото: основа стула CAB 412 Bellini Chair представляет собой простой каркас из металлических трубок, поверх которого с помощью застежки «молния» накладывается кожаное «седло».
Офисная мебель Беллини
Одной из вершин карьеры Беллини можно считать его сотрудничество со знаменитым мебельным концерном Vitra. И хотя офисное оборудование уже давно было «коньком» дизайнера, именно тогда мастер столкнулся с новой для себя темой — «стул для офиса». Беллини блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему Vitra доверила свой офисный дебют.
На фото: офисные стулья Vitra.
Беллини в соавторстве с Дитером Тилем создает модели Figura, Persona, Imago, Onda, Summa и Forma. В них совместились мастерство Беллини, как мебельного дизайнера и его опыт работы с механизмами. Напичканные разнообразной техникой стулья остались удобными и эстетически привлекательными.
Дизайнерские столы
Еще одной большой страстью Беллини были столы: центральное убранство нашей повседневной жизни, а также место работы, многих праздничных, административных, политических случаев.
Для создания модели Bolt мастер отложил в сторону дерево, любимый благородный материал, из которого до сих пор создавал все свои столы. На этот раз Беллини хотел попробовать поработать с железом: «Я пересек три прочных профиля под прямым углом — как это часто делается в архитектуре — и связал их друг с другом последовательно, скрепив с помощью мощного болта».
На фото: стол Bolt, созданный в 2017 году для B&B.
На фото: La Rotonda Cassina.
На фото: La Rotonda Cassina на выставке в архитектурном музее Москвы.
Сделанная из зеркальной стали, это скульптура из света, отражений и теней, на которую помещено стекло, образующее столешницу. Если стол Canyon расположить рядом с другим таким же, то получится большой квадратный стол (Гранд-Каньон):
На фото: новый стол Canyon, созданный для OAK Design.
Bric — обеденный стол диаметром 160 см, изготовленный из прочного скального дуба, толщина верхней части которого составляет 5 см. Столешница поддерживается четырьмя ногами, каждая из которых сделана из брикколы (настоящей сваи из венецианской лагуны, к которой швартуют лодки) в форме спирали. Ножки широко расставлены, чтобы обеспечить стабильность, но, что более важно, дать оптическое и эмоциональное чувство равновесия.
На фото: стол Bric для Riva1920.
Акусессуары для дома
На фото: скетч подноса Kartell Dune.
«Идея рождается в голове, когда рука еще неуверенно сжимает карандаш... Но только когда карандаш осмеливается коснуться бумаги, бросить вызов ее белизне, идея захватывает тебя полностью. Тогда голова диктует руке, а та придает идее зримый облик. Больше всего на свете я люблю это белое пространство чистого листа, на котором возможно все без ограничений», — Марио Беллини.
На фото: дымчатый поднос Dune на выставке в Москве. Эти подносы изготавливаются из прозрачного полимера различных по интенсивности и яркости цветов, внутри которого нанесена специальная гравировка. Так на поверхности, куда ставятся чашки и стаканы, возникает волшебный трехмерный мираж. Образы на этих подносах постоянно изменяются.
На фото: ваза Shanghai от Kartell. Очертания Shanghai подобны чередующимся теням и свету, отраженному от призмы.
«Для меня, как для архитектора, рисовать тарелку всегда было удовольствием», — Марио Беллини.
На блестящей серебряной прямоугольной поверхности, смоделированной как бурное море, в центре плавает идеальная призма. Толстая кристаллическая масса, которая преломляет падающие лучи света и серебристое свечение основания, на котором лежит:
На фото: необычная тарелка Sawaya & Moroni.
Дизайн светильников
«Нематериальная природа света заставила меня в последующей лампе отойти от привязанности к телам и объектам и свести лампу к синтезу „эффекта“ и „жеста“. Жест скручивания полупрозрачной фольги направляет и рассеивает нужное количество света. Эффект от совпадениея квадратной фольги и пяти выпуклостей, которые ее деформируют, непредсказуем, напоминает небо и облака»:
На фото: светильник Area, разработанный Марио Беллини для Artemide. Металл, синтетическая ткань.
Культовый объект 70-х годов, светильник Chiara блестяще сочетает в себе взрывную простую конструкцию. Он был изготовлен из единого стального листа, разрезан и свернут в цилиндр — с харизматичной и очень вызывающей дух формой: подобно монахине, которая рассеивается свет.
На фото: снимок Марио Беллини со своим детищем — светильником Chiara для Flos.