Иконы итальянского постмодернистского дизайна
К шестидесятым годам новая профессия промышленного дизайнера, появившаяся в США, наконец-то утвердилась в Европе. Кроме государственных и общественных организаций, занимающихся поддержкой дизайна, во многих странах открылись школы и курсы, где готовили промышленных дизайнеров в самом строгом значении этих слов, то есть не проектировщиков предметов, а универсальных специалистов. Для большинства из школ образцом была Ульмская школа дизайна. Во второй половине 60-х годов их выпускники пришли в профессию, и это было первое поколение профессиональных дизайнеров в Европе.
На фото: дизайнеры Акилле и Пьер Джакомо Кастильони.
Триумф промышленного дизайна в Европе совпал с концом промышленной эры. В новую постиндустриальную эпоху ведущим оказалось другое направление дизайна, похожее на авангардное искусство. Центром этого движения была Италия. Это было время радикальных перемен. Художники, занимающиеся современным искусством, теперь смотрели на свое творчество, как на интеллектуальную работу, цель которой — существенно менять общественное сознание. Произведения искусства теперь — средства воздействия на умы. Итальянский дизайн 60-х годов близок в своих практиках к современному искусству.
Мебель реди-мейд
В 1957 году братья Кастильони на выставке «Цвет и форма в сегодняшнем доме» в Комо представили два стула — Mezzadro и Sella. Использовать готовые предметы в своем произведении — стратегия авангардного искусства, известная как реди-мейд. В первые годы они выставлялись в галереях, как произведения искусства
Термин реди-мейд (англ. ready-made — готовый) впервые ввел в искусствоведческий лексикон художник Марсель Дюшан для обозначения предметов утилитарного обихода, изъятых из среды их обычного функционирования, и выставленных на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-мейд знаменовал наступление радикального переворота в искусстве.
На фото: Zanotta Mezzadro — это громкое и ясное сообщение о свободе определения внутренней пространственной среды.
Фабрика Zanotta, один из лидеров итальянского промышленного дизайна, в 1970 году запустила в производство «пружинящее металлическое сиденье», метафорически названное Mezzadro.
На фото: Zanotta Mezzadro на хромированном стальном стержне
Объект напоминает практики нео-авангардистов. Тут смешались провокация Arte Povera, ирония поп-арта, ремесленные и промышленные компоненты.
На фото: дизайнерские скетчи модели Mezzadro
Стул Zanotta Sella заботится о любителях поболтать по телефону, в большинстве случаев крепившемуся в те годы к стене. Во время длительной беседы стало возможно присесть, приятно покачиваясь на полукруглом основании.
На фото: дизайнерское сидение Zanotta Sella, способное к «динамическому равновесию». Состоит из черного седла горочного велосипеда на розовой ножке из стали.
Ножка регулируется по высоте. Цвет стержня был навеян розовой футболкой лидирующего участника популярной велогонки Джиро д’Италиа
На фото: дизайнерское сидение Zanotta Sella. Когда Селла не используется, она напоминает увлекательную дадаистскую напольную скульптуру.
Благодаря своей легкости, компактности и мобильности Zanotta Sella находят себе применение в любых помещениях: в гостиных, в спальне, на кухне, в ванной и прихожей.
На фото: дизайнерский скетч модели Sella и забавная иллюстрация, «объясняющая» ее функции в интерьере.
В настоящее время эти предметы являются классикой дизайна и представлены во многих музеях дизайна и современного искусства по всему миру, включая Лондонский музей дизайна, Немецкий музей дизайна Vitra и Национальный музей современного искусства в Париже.
Другой пример реди-мейда — напольный светильник, который братья Кастильони спроектировали в 1962 году. Это автомобильная фара, прикреплённая к основанию из сваренных стальных уголков:
На фото: светильник Toio фабрики Flos.
Разрыв с традицией
Мощный поток света модели Taccia направлен вверх в прозрачную скорлупу параболической формы и рассеивается, отражаясь от вогнутой матовой линзы. «Скорлупа» не прикреплена — ее можно поворачивать и наклонять, направляя свет в нужную сторону. Светильник не только необычно выглядит, но и функционирует принципиально новым способом. Дизайнеры не столько нарисовали, сколько изобрели эту вещь. Они проектировали его, словно это первый светильник в мире. Стремление отделить себя от традиции, как бы отменить ее, очень свойственно для авангардного искусства. Дизайнер, выходя за рамки традиции, в первую очередь деконструирует стереотипы в своей голове, это акт личного раскрепощения. А затем эта вещь в свою очередь раскрепостит любого, кто увидит ее и поймет...
На фото: светильники Taccia фабрики Flos. Модель Taccia по сей день выпускается в двух размерах: настольном (высотой 48,5 см) и напольном (высотой 64,5 см).
Светильник Taccia, выпущенный Flos по дизайну Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, — настоящий символ промышленного дизайна. Созданная в период, когда итальянская дизайнерская индустрия переживала настоящий бум, эта модель оказалась синонимом успеха. По частоте появления в интерьерах Taccia входит в первую пятерку световых икон дизайна.
На фото: напольный светильники Taccia фабрики Flos обрела свою форму из-за стремления дизайнеров сделать такую рассеивающую поверхность, которая бы нагревалась минимально.
Крошечную неоклассическую колонну с правильными желобками увенчивал полупрозрачный купол из выдувного стекла: он был размещен таким образом, чтобы создавать впечатление неустойчивого баланса:
На фото: рабочие наброски к светильнику Taccia из архивов Fondazione Achille Castiglioni. Он может служить как настольная лампа для работы, но чаще его используют для фонового освещения в качестве световой скульптуры (причем ее ставят и на комоды, и на пол).
На фото: Акилле и Пьер Джакомо Кастильони устанавливают диффузор светильника Taccia.
Любопытные эксперименты
В середине века дизайнеры искали новые способы придания формы объектам, глядя на почти спонтанные жесты или естественное поведение людей, когда они говорят, пишут или ждут, или, когда они ищут более удобную позицию.
На фото: Zanotta Primate от Акилле Кастильони.
Primate, возможно, основан на японской традиции сидеть на полу, опираясь на колени, без особых усилий достигая идеальной осанки.
На фото: реклама и скетч стула Zanotta Primate.
На фото: архивные снимки Zanotta Primate.
Новый подход к дизайну
На фото: напольный светильники Arco фабрики Flos.
Его колпак висит на консоли с вылетом более двух метров. Чтобы он не опрокинулся, его необходимо поставить на очень тяжелое каменное основание. Светильник практически невозможно сдвинуть. Тем не менее, его легко перенесут с места на место два человека, если вставят длинную палку (например, ручку швабры) в дыру, просверленную в мраморном основании, и возьмутся за палку с двух сторон.
На фото: напольный светильники Arco фабрики Flos. Вид сверху.
Этот светильник спроектирован для ресторанов, где принято над каждым столом помещать собственный источник освещения. Но если источник люстра, которая крепится к потолку, это значит, что столики нельзя переставлять. Эту проблему решает Arco. Он, можно сказать, «раскрепощает» ресторанные столики. Если стол надо перенести в другое место, два официанта могут легко перенести светильник вслед за ним. Интересно, что в итоге Arco чаще используется в гостиных.
На фото: рабочие наброски к светильнику Arco и один из первых снимков модели.
Такой подход к дизайну — как к остроумному решению проблемы — сейчас очень распространен. Можно сказать, что братья Кастильони — пионеры этого метода.
Переосмысление форм
Другой известный дизайнер 1960-х — Джо Коломбо — как и Кастильони, переизобретал привычные предметы, проектировал осветительные приборы с принципиально новым типом действия. Например, лампу Acrilica, у которой светится срез акриловой массы:
На фото: лампа Acrilica от дизайнера Джо Коломбо.
Он изобретал разборные и трансформирующиеся кресла и диваны новых форм. Модульный, гибкий, простой и настраиваемый проект Tube Джо Коломбо вошел в историю итальянского дизайна и является частью постоянной коллекции Триеннале ди Милано, музея Мома и Метрополитен в Нью-Йорке.
На фото: кресло Tube полностью состоит из синтетических материалов, что отражает возросший интерес к искусственным материалам в домашних условиях, которые стали популярными в то время.
Джо Коломбо отреагировал на меняющиеся социальные условия 1960-х годов, радикально переосмыслив формы мебели и создав инновационные интерьеры, отражающие стремительно меняющуюся жизнь.
На фото: скетч и реклама Tube. Модульные компоненты этого кресла могут быть расположены в любой комбинации, чтобы удовлетворить пользователя, и даже могут быть вложены друг в друга для экономии пространства.
На фото: карточный стол Zanotta Poker. В углу оборудован отсек с откидной пепельницей. Отделка стола из кожи зеленого цвета, съемная. Ножки сделаны из нержавеющей стали диаметром 100 мм.
Кресло под названием Joe Colombo является перерождением старого символа дизайна 60-х годов. Благодаря современным технологиям Joe Colombo можно использовать в любых условиях, а минималистичный стиль позволяет креслу вписаться в любой интерьер. Кресло доступно в трех цветовых решениях: черном, белом и прозрачном.
На фото: кресло Kartell Joe Colombo имеет округлую спинку, переходящую в подлокотники.
Каркас кресла Elda выполнен из стекловолокна, изготовленного по оригинальной технологии ручным методом. Основание кресла вращается на 360°. Набивка кресла из эластичного пенополиуретана обшита материалом Dacron.
На фото: вращающееся кресло Longhi Elda и скетч от Джо Коломбо.
Статья подготовлена по материалам лекции «Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)» курса «История дизайна» от Школы дизайна НИУ ВШЭ.