Расцвет итальянского радикального дизайна
Авангардные дизайнеры Италии 60-х годов близки по духу к итальянскому радикальному дизайну. Многие из них — не профессиональные дизайнеры, а архитекторы или художники по основному роду занятий. От того радикальный дизайн иногда называют «антидизайн». Они любили работать в группах: Archizoom во Флоренции, Studio 65 в Турине, Studio 9999, UFO. В основном они возникли в середине и конце 60-х годов. Позже, в 1975 году в Милане возникла группа Alchimia, а в 80-м — группа Memphis, самая молодая и самая известная из всех. Участники этих групп порой переходили из одной в другую. Так, например, Андреа Бранци в середине 60-х основал группу Archizoom, а в 76-ом вступил в группу Alchimia. Архитектор Этторе Соттсасс младший также состоял в Alchimia, а потом основал Memphis.
На фото: мебель группы Memphis.
Их деятельность не была бы так заметна, если бы не поддержка производителей. В первую очередь, таких, как Poltronova, Zanotta, Kartell, Gufram. Центром нового движения была Флоренция. Символическим его началом можно считать катастрофическое наводнение во Флоренции в 1966 году. Оно породило дискуссию о том, что значит для современного человека культурное наследие прошлого. Образ блестящей водной глади, из которой торчат верхушки архитектурных шедевров прошлого стал отправной точкой для фантазии о гигантских структурах с ровной поверхностью.
На фото: наводнение в Венеции в 1966 году.
Суперструктуры
Те же «суперструктуры» — это их серия мебели Quaderna, которую выпускает фирма Zanotta.
На фото: коллекция мебели Quaderna.
В конце 60-х хозяин фабрики Zanotta начинает сотрудничать с радикальными дизайнерами.
На фото: консоль со скамьей Zanotta Quaderna. Каркас выполнен из дерева, покрыт пластиком. Отделка скамьи и консоли в виде черно-белых квадратов, величиной 3 см.
На фото: квадратный стол Zanotta Quaderna и рабочий стол Zanotta Quaderna.
Мебель как концепция
Zanotta также выпускала кресло-мешок, набитое пенопластовыми шариками. Как и у прочих предметов радикального дизайна, авторство у него коллективное. Его спроектировали три туринских архитектора: Пьеро Гати, Чезаре Паолини, Франко Теодоро.
На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium. Идея заключалась в том, чтобы создать «универсальное» сиденье, которое легко адаптировалось бы к любому телу, в любом положении. Sacco, без сомнения, является одним из самых ярких предметов итальянского дизайна.
Дизайнеры желали превратить его в самый неформальный, самый универсальный, самый свободный, самый мягкий, самый эргономичный стул без определенной формы. Именно по этой причине он пережил все мыслимые «измы», сохраняя величайшую из всех ценностей: быть концепцией, которая намного превосходит время.
На фото: Zanotta Sacco Small и Sacco Medium.
Надувная мебель
В 1967 году мир увидел надувное кресло другого архитектурного трио: Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино и Паоло Ломацци.
На фото: винтажная реклама кресла Zanotta Blow.
На фото: миланское трио Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци и их надувное кресло.
В том же 1966 году в одной из галерей Пистойи открылась совместная выставка двух флорентийских групп: Superstudio и Archizoom. В их небольшой экспозиции стояли прототипы мебели и светильники, которые вскоре начала выпускать фирма Poltronova. Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци также сотрудничали с компанией Poltronova. Она выпускала их кресло «Джо» в виде бейсбольной перчатки:
На фото: кресло Joe фабрики Poltronova.
Главный дизайнер, с которым эта фирма сотрудничала в 60-е годы, — Этторе Соттсасс. Он спроектировал около 50 предметов для Poltronova.
На фото: зеркало Ultrafragola для Poltronova в стилистике оп-арта.
Парадоксальный дизайн
Другие две важные фигуры, подготовившие расцвет итальянского радикального дизайна — Бруно Мунари и Энцо Мари.
Бруно Мунари — авангардный художник, начинавший еще в 20-е годы, сначала примыкал к футуристам, потом был близок к сюрреалистам. После войны работал промышленным дизайнером. Известен своим насмешливым парадоксальным образом мыслей. Его главный труд — Art of Design — до сих пор вдохновляет новые поколения молодых дизайнеров и является их настольной книгой.
На фото: промышленный дизайнер Бруно Мунари.
Неудобная мебель
Статья «Исследования удобства неудобного кресла», опубликованная в 1944 году, проиллюстрирована серией смешных снимков, где Мунари запечатлен сидящим в одном и том же кресле в максимально нелепых позах.
На фото: Бруно Мунари в поисках удобства в неудобном кресле.
Он рассуждает о том, что дизайнеры часто жертвуют комфортом ради уникальности вещи, но тем самым они дарят человеку новые способы сидеть в кресле, пусть и не столь расслабляющие. Мунари не осуждает и не советует, он находит в ситуации возможность для веселой игры. Он редкий пример размышляющего дизайнера, сомневающегося во всем, в том числе и в себе.
На фото: арт-объект Zanotta Singer от Мунари оснащен наклонным сидением из алюминия. Дизайнер позиционирует его как «стул для коротких визитов».
«Когда мы почувствуем, что объекты, которым мы пользуемся каждый день, и все наше предметное окружение становится почти искусством, значит мы достигли сбалансированной жизни», — Бруно Мунари.
Мебель своими руками
Энцо Мари был дружен с Мунари и многому от него научился. Он не предлагает готовое решение и не задает жестких правил игры. Мари впервые обратил снимание на то, какую приниженную роль играет в модернистском дизайне конечный потребитель. Проект Autoprogettazione 1973 года — набор исчерпывающих инструкций, позволяющий собрать необходимую для жизни мебель своими руками из подручного материала. Потребитель сам становится автором предметов, с которыми живет.
На фото: мебель Энцо Мари из серии Autoprogettazione.
Мебель из пластика
Развитие технологии позволило разнообразнее и шире использовать пластик. Передовые дизайнеры проектировали многочисленные предметы для Kartell и B&B Italia. Впервые итальянский радикальный дизайн заявил о себе за пределами страны на выставке в нью-йоркском музее современного искусства в 1972 году. Там было 180 экспонатов: как предметов интерьера, так и фантастических разработок, предлагающих тотальное переустройство всей жилой среды.
На фото: тумбочка Kartell Componibili Smile и сборные тумбочки Kartell Componibili. Проектное решение, давшее жизнь системе Componibil — обычная установка отдельных элементов друг на друга, которые посредством простых соединений, становятся практичной мебельной стенкой.
Статья подготовлена по материалам лекции Артёма Дежурко «Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)» курса «История дизайна» от Школы дизайна НИУ ВШЭ.