Премии и инновации: уроки дизайна Made in Italy
Идеальный баланс итальянского ноу-хау и международного творчества лежит в основе трех отмеченных наградами примеров из 2022 года. Все они показывают устойчивое развитие, технологические эксперименты и нестандартное мышление.
Что превращает дизайнерский продукт в предмет, удостоенный награды? Ответ дизайнеров и предпринимателей: желание никогда не быть скучным, постоянно стремиться к лучшему, рассматривая награды как стимул, а не конечную точку. Важно экспериментировать с доселе неопробованными подходами, которые, если они укореняются в эстетическом воображении публики, приводят к коммерческому успеху и международному признанию.
Поэзия и функция
Klipper предлагает соблазнительную эстетику и непревзойденные акустические характеристики, которыми славится материал Snowsound. Утонченно волнистая форма новейшей системы стеновых панелей напоминает чувственное движение песчаных дюн, которые и послужили источником названия. Соединив несколько слоев материала Snowsound Fiber, дизайнер Фелиция Арвид создала форму песочных часов, которая образует бесшовную трехмерную стену с изящно извивающимися линиями. Текстура материала напоминает миллионы песчинок. Воспринимайте Klipper как трехмерный гобелен с удивительными акустическими характеристиками, которые возникают благодаря топографии между тканью основы и воздушными карманами в полых рельефах верхнего слоя.
На фото: Klipper — настенное акустическое решение, состоящее из двух слоев буклированного текстиля: один из них служит плоской подложкой, а другой — трехмерным звукопоглощающим карманом, созданным с помощью повторяющихся складок, удерживаемых стальными зажимами.
Текстиль Snowsound Fiber полностью изготовлен из 100% перерабатываемого, огнестойкого полиэфирного волокна. Имеет сертификат Greenguard Gold для коммерческого использования, подтверждающий его низкий уровень выбросов и его вклад в качество окружающей среды.
На фото: дизайнер Фелиция Арвид и ее творение для фабрики Caimi Brevetti, удостоенное награды XXVII Compasso d’Oro.
Клиппер, пожалуй, самый яркий пример, и не только потому, что он получил 2022 ADI Compasso d’Oro, но и потому, что в нем воплощен опыт встречи 28-летнего датского дизайнера и 90-летнего главы итальянской компании.
«Клиппер — это итог очень эмоциональной и приятной истории. Мы познакомились с Фелицией Арвид на Salone Satellite 2018», — говорит Франко Кайми, генеральный директор Caimi Brevetti, компании, за плечами которой еще две награды ADI Compasso d’Oro ADI Awards. «Мы видели ее работы, когда посещали зону, посвященную дизайну молодежи до 35 лет, в том числе продукт, который должен был стать Klipper: он нам понравился, но это был еще только концепт».
«Это продукт, которому найдется место дома, в ресторанах, гостиницах и офисах. Это эстетически привлекательный дизайнерский объект со скрытой функцией, как гобелен или предмет мебели — чем он, собственно, и является, — но его основная технологическая функция, разработанная в наших мастерских, заключается в устранении шума, что позволяет людям чувствовать себя более комфортно в закрытых помещениях», — продолжает Кайми.
На фото: звукопоглощающая система Caimi Brevetti Klipper крепится к стене с помощью прочного кронштейна из стали с эпоксидным покрытием. Две стальные трубы жесткости вставляются в верхнюю и нижнюю части панели, где они удерживаются специальными хромированными винтами.
Klipper полностью производится в Италии и может быть демонтирован для последующей переработки. Использование высококачественных материалов гарантирует более длительный срок службы, а применение сложных технологий сокращает количество отходов.
«Технологии играют фундаментальную роль: чем выше производительность продукта, тем меньше материала используется, и тем больше ресурсов экономится. Для нас это ключевой вопрос. Мы разрешаем исследователям, дизайнерам и художникам бесплатно пользоваться нашими мастерскими для экспериментов и инноваций, единственное условие — чтобы они имели социальный эффект», — добавил Франко Кайми.
Искусство ради комфорта
На фото: кресло Mass Pressure от фабрики Horm, которое появилось в результате трансформации путем сжатия одного кубического метра поролона. Его металлический трубчатый каркас обеспечивает удобное сиденье, которое становится уютным благодаря мягким линиям инновационной обивки с жидким медным напылением.
Кресло Mass Pressure от фабрики Horm, разработанное Дрором Беншетритом, получило награду NY Product Design Award в 2021 году и International Forum Design Award в 2022 году.
«Дрор Беншетрит — израильский дизайнер и архитектор, живущий в США, который делает все возможное, чтобы сделать мир лучше. Цель не из легких, но кто-то должен попытаться это сделать. Во время посещения его студии в Нью-Йорке я увидел прототип этого объекта: кубический метр спрессованной пенорезины, разрезанный на три части, что придает ему вид кресла. Мы решили изготовить его, учитывая пожелание Дрора, чтобы он был не только предметом потребления, но и имел значение, смысл», — говорит Ренато Замберлан, арт-директор Horm.
На самом деле послание мощно связано с формой: сжатая масса передает идею давления, которому люди во всех своих проявлениях подвергают планету. «Это произведение искусства с двойным сюжетом: тревогой и действием», — добавил Замберлан.
На фото: Horm Mass Pressure Horm — уникальное произведение, созданное в сотрудничестве с итальянской компанией Novacolor, специализирующейся на производстве красок на водной основе, представленное на выставке Supersalone в прошлом году и полностью раскрашенное вручную.
«Кресло нам очень понравилось, как своим посланием, так и тем, что до этого никто не исследовал такие простые, но в то же время сложные формы. Наша философия заключается в том, чтобы стараться делать вещи, которые никогда не воспринимаются равнодушно. В данном случае инновационным элементом была разработка способа сжатия материала».
На фото: Mass Pressure, вид сзади.
Превратить произведение искусства в предмет мебели стало чрезвычайно сложной задачей: от ручной росписи до покрытия тканью, от послания до использования в качестве основной функции.
«Самым сложным было сделать его удобным: если взять кубический метр резины и сжать его, то сиденье станет твердым, как мрамор. Мы стремились достичь комфорта, который ожидает человек от кресла, сохранив при этом оригинальную идею и эстетику», — рассказывает Замберлан.
В современном мире устойчивое развитие не может быть гарантировано только использованием экологически совместимых продуктов, оно должно распространяться и на жизненный цикл изделия, которое, прежде всего, должно быть полностью разборным, гарантируя, что каждая деталь может быть переработана. С помощью простых винтов, расположенных под креслом, металлическая часть конструкции может быть отделена от резиновой части, которая сама может быть отделена от ткани из натуральных волокон с помощью застежек-молний.
«Скульптурированная» мебель
Луна, недосягаемая и в то же время притягательная, всегда была предметом стихов, историй, желаний. Поэтому дизайнер Мак Стопа хотел отдать дань уважения, выразив через дизайн приятные и мечтательные формы луны. Еще один предмет интерьера, в котором творчество европейского дизайнера сочетается с итальянским производством и технологиями... Коллекция стульев Moon, разработанная для компании Tonon, получила награду Iconic Award 2022.
На фото: новые стулья Moon от фабрики Tonon.
«Участие в сегменте мебели позволило мне расширить сферу своего интереса к природе и создать почти скульптурные изделия, которые придают форму природной мимике», — говорит Стопа, архитектор и промышленный дизайнер. «Мне нравятся геометрические и изогнутые линии, потому что они помогают сделать предметы более подвижными и динамичными. Именно поэтому я был одним из первых дизайнеров, который приобрел для студии 3D-принтер, чтобы экспериментировать с новыми подходами в работе».
Он считает, что Италия в целом является столицей дизайна: наследие классической архитектуры, дизайн середины 20 века, детальное мастерство, новые технологии, использование материалов — все это сочетается настолько хорошо, что позволяет предположить, что любой проект возможен. «Подход к производству в Италии действительно особенный, потому что отправной точкой часто является желание сделать что-то другое, что переворачивает всю систему с ног на голову. В других частях света, напротив, тенденция заключается в производстве другой версии того, что уже было сделано».
Отношения Сандро Тонона с компанией из Фриули, особенно в том, что касается проекта Moon, были вызваны инвестициями последней в литье под давлением — процесс, позволяющий производить более гибкую и удобную мебель. Одним из примеров является коллекция стульев Moon, выполненная из интегрального полиуретана soft-touch, с водонепроницаемым покрытием, мягким, как вторая кожа, и в то же время очень крепким. Подобная технология позволяет «скульптурировать» мебель, делая ее максимально гибкой, с органическими, адаптируемыми формами, которые больше напоминают мир ремесел. Более того, она позволяет выпускать коллекции изделий разных цветов и размеров, исходя из потребительского спроса. Сильной стороной Moon является множество вариантов модели.
На фото: кресла Tonon Moon. Обитое кожей или тканью, кресло Moon может быть дополнено четырьмя различными основаниями.
Little Moon выпускается в виде табурета и стула с небольшими размерами, которые делают его подходящим для жилых помещений, элегантных ресторанов или кафе. Full Moon отличается закрытой спинкой и поддерживающей ее металлической конструкцией.
На фото: кресла Tonon Moon.
Дизайнер Мак Стопа о коллекции Moon: «Будучи студентом, я всегда интересовался научно-фантастическими книгами и фильмами. Я также очарован красотой природы и органическими формами, которые она создает. Поэтому мое вдохновение — это сочетание научной фантастики, фэнтези и биомимикрии, дисциплины, которая изучает и имитирует биологические и биомеханические процессы природы и живых существ. Moon была разработана с учетом эргономики, простоты и легкой адаптации к различным ожиданиям конечного пользователя.
В процессе проектирования я часто анализирую тему универсальности: в некоторых проектах моих столов, больших кресел или низких табуретов я ищу модульность. Однако в случае с проектом кресла, такого как Moon, хорошим решением будет предоставить будущему пользователю возможность выбрать основание, которое наилучшим образом соответствует его потребностям.
Я пришел к выводу, что одним из самых важных элементов в процессе проектирования сегодня является внимание к окружающей среде. Устойчивость никак не ограничивает дизайнерское видение, наоборот, она ведет к выявлению новых возможностей, потому что творческий процесс часто начинается с анализа существующих технологий производства. И у архитекторов и дизайнеров появляется все больше возможностей, соблюдая принцип устойчивости, влиять на технологию производства, в том числе участвуя в экологических исследованиях и экспериментах. По этой причине совместно с командой Tonon мы создали версии Луны из экологической ткани, изготовленной из пряжи, полученной из переработанного материала. Творчество и устойчивое развитие должны идти рука об руку. Но мы все еще находимся на очень ранней стадии устойчивого развития, нам еще многое предстоит узнать и открыть для себя».
Несмотря на то, что истории и творческие видения этих трех компаний внутренне различны, их объединяет концепция производства Made in Italy. Это типично итальянская способность объединять детали эстетически совершенного дизайна и самые передовые технологические решения рынка.