Дизайнер Рон Арад: «Я люблю цвет дерева. Я люблю цвет бетона. Я люблю цвет металла»
В то время как большинство дизайнеров просто любуются плодами своего труда после выпуска коллекции мебели, израильский дизайнер и художник Рон Арад постоянно вводит в свои проекты новшества. Когда представилась возможность поработать с компанией ALPI, он разобрал три своих изделия до самой сути. Для создания основных конструкций в совместной коллекции If I Were A Carpenter Рон Арад использовал восстановленный шпон древесины. Хотя силуэты этих изделий хорошо знакомы, в новом облике они выглядят совершенно иначе.
О неожиданных проектах, творчестве из дома и планах на 2023 год — в свежем интервью Рона Арада.
На фото: ALPI, коллекция If I Were A Carpenter, кресло Oh Void, дизайн Рона Арада. Рендер Пьерпаоло Феррари.
— Недавно вы упомянули, что самоизоляция стала для вас вдохновляющим периодом. Не могли бы вы рассказать что-нибудь об этом?
Вы говорите о периоде пандемии, я полагаю. Мне очень повезло, потому что мне нравится то место, где я живу. У меня есть зимний сад, который я построил. Я был под «домашним арестом» в том числе из-за проблем со здоровьем. Совсем не мог выходить на улицу. Я был удивлен, как много я, оказывается, мог делать дома! Другая концентрация и, возможно, даже больше времени, потому что я не путешествовал, не тратил время на встречи. Мой карандаш, мои экраны и мои вещи стали центром мира. Я с удивлением смотрю на свою недавнюю работу. Все это было сделано во время локдауна.
Сегодня у меня первый полный рабочий день в студии. Это ироничный проект по заказу Музея архитектуры в Лондоне под названием «Пряничный город». Я со своей командой работаю над созданием архитектурной модели из печенья. Торт — это архитектура, и он так же хорош, как Сиднейский оперный театр. Мне нравится капать шоколад. Но я не могу капать шоколад из дома, как вы понимаете.
Работа, которую я показывал в прошлом году на Salone del Mobile.Milano, «Песня любви в мраморе» (для бренда Citco), тоже была сделана во время локдауна.
На фото: Citco, мраморная скульптура Love Song, дизайн Рона Арада.
На фото: Love Song, дизайн Рона Арада.
Было легко решить, что делать для Alpi, потому что они работают с деревом. Я точно знал, к чему мы придем. Какое лучшее применение для деревянных досок? Делать из них бруски. Я выбирал размеры и формы, чтобы у нас получился красивый результат. Мне было очень приятно работать с Витторио Альпи и его командой. Это был один из самых легких проектов для разработки.
— Почему это был легкий проект?
Нам легко делать креативную часть, а у Витторио очень хорошие мастера по дереву. Даже когда он спросил меня о названии проекта, я предложил «If I Were A Carpenter» («Если бы я был плотником»). Ему сразу понравилось, но молодые люди из команды не поняли почему. Дело в том, что «If I Were A Carpenter» — это название песни из 60-х. Ее пели многие музыканты, например, Боб Дилан и Джонни Кэш. Мне даже не пришлось думать о названии проекта в итоге. Оно пришло само.
На фото: ALPI, коллекция If I Were A Carpenter, кресло Big Easy, дизайн Рона Арада. Фото Пьерпаоло Феррари.
— Вы переходите от одного материала к другому...
Был период в моей истории, когда я был больше связан с металлом, потому что у меня была мастерская по изготовлению металла, но я не хотел становиться ремесленником. Все материалы хороши. Зависит от того, что вы с ними делаете. Нет плохих материалов, нет плохого цвета, нет плохих процессов. Вопрос в том, как вы их используете. Иногда вы сталкиваетесь с новым материалом или новым процессом, и думаете, что я могу с ним сделать? А иногда у вас есть хорошая идея, и вы думаете, какой материал к ней применить. Это два направления.
На фото: лимитированная коллекция кресел Big Easy из смолы и из металла. Арад смог добиться от листового металла пластичности и заставил его превратиться в произведения искусства.
— Так ли это с цветом?
Когда в восьмидесятых годах я впервые встретил Барбару Радиче и Этторе Соттсасса, Барбара мне сказала: «Рон, ты не любишь цвет». Я ответил: «Я люблю цвет. Вот почему я не хочу закрывать цвет краской. Я люблю цвет дерева. Я люблю цвет бетона. Я люблю цвет металла».
На фото: стул Kartell FPE, представляющий собой плавный изгиб листа цветного полипропилена, зафиксированного на прочном каркасе. Легко штабелируется в количестве до 8 штук, легко вписывается в интерьер публичных и домашних помещений.
На фото: инсталляция Рона Арада «Квартет» со стульями Kartell FPE.
— У вас, наверное, гораздо больше опыта сейчас. Помогает ли это?
Дело не только в опыте, сейчас мне проще воплотить имеющуюся идею в жизнь. Я уверен, что у многих молодых дизайнеров много идей, но, если ты не добился успеха, не заработал себе имя, их трудно воплотить. Трудно, но не невозможно, и, если у кого-то есть что-то стоящее, это обязательно проявится.
На фото: скамья-петля Magis Folly.
На фото: кресло-качалка из формованного пластика Magis Voido.
— Есть ли у вас проекты для следующей выставки Salone del Mobile.Milano?
Я работаю с несколькими итальянскими компаниями. Мы много экспериментируем... Мой новый опыт — это работа с компанией Queeboo. Я никогда раньше не сотрудничал со Стефано Джованнони. Я очень его уважаю, и когда он позвонил мне, было очевидно, какая вещь впишется в их «поп-арт» коллекцию. Я очень рад, что мы готовим две новые работы для Salone del Mobile.Milano 2023. С ним интересно работать, так как он тоже дизайнер.
На фото: Qeeboo, Don’t f**k with the mouse, дизайн Рона Арада, фото Елены Ивской.
Созданное в 1988 году, кресло Don’t F**k With The Mouse является одним из самых знаковых кресел Рона Арада. Будучи выпущенным ограниченным тиражом, оно претерпело множество метаморфоз, и, наконец, превратилось в промышленный продукт, предложенный компанией Qeeboo в двух вариантах: один из пенополиуретана, обтянутого тканью, и другой из перерабатываемого пластика.
— Есть ли материал, с которым вы никогда не работали?
Я никогда не прекращал работать со всеми видами материалов: пластик, ткань, дерево, металл, стекло... Но я еще никогда не работал с кетчупом! А сейчас я должен идти и работать с шоколадом.
На фото: фэшн-рендер кресла Oh Void, созданного Пьерпаоло Феррари.
Рон Арад занимает почетное место среди современных дизайнеров. Он входит в десятку самых влиятельных и успешных промышленных дизайнеров. Его постиндустриальный стиль отличает тонкий вкус, новаторство, постоянные эксперименты с новыми технологиями и материалами. Оригинальная скульптурная мебель эффектно сочетает в себе черты футуризма и хай-тека.