Коллекция войлочных ковров Altai
Ковры Altai покоряют дизайнеров, архитекторов и коллекционеров со всего мира. Циновки, килимы, шырдаки из двадцати уникальных коллекций бренда рассказывают о вековых обрядах кочевников. Давайте рассмотрим внимательнее необыкновенные войлочные ковры из семейства Feltri.
Войлок был незаменим для кочевников, так как обеспечивал тепло, был легким и удобным для транспортировки. Древнейшие образцы войлока относятся к третьему тысячелетию до н. э., но, вероятно, техника валяния была разработана еще до сельскохозяйственной революции, около 15 тысяч лет назад. Можно сказать, войлок был одной из первых форм человеческого творчества.
Войлок обладает уникальными свойствами:
-
Теплоизоляция
Войлочные изделия обеспечивают надежную теплоизоляцию благодаря пористой структуре, что делает его отличным материалом для холодного климата.
-
Звукопоглощение
Войлок абсорбирует звуковые волны, делая его прекрасным материалом для звукоизоляции помещений.
-
Долговечность
Он устойчив к износу и прочен, что обеспечивает долгий срок службы.
-
Экологичность
Войлок производится из натуральных материалов, что делает его экологически безопасным. При утилизации он разлагается естественным образом, не нанося вред окружающей среде.
-
Простота ухода
Войлок легко чистить, что делает его практичным для повседневного использования.
Войлочные ковры создавались задолго до тканых ковров, и могут рассказать историю вековых встреч, торжеств, обрядов и быта разных народов.
На фото: традиционный Altai Ala-Kiyiz FEL1430 из ассортимента Altai.
Шырдакские ковры
Шырдак — войлочный ковер, выделяющийся своей сложной техникой изготовления. Для кыргызов шырдаки были неотъемлемой частью быта. Они использовались для укладки на пол или на землю.
Обычно шырдак имеет размер 2×4 метра и состоит из войлочной основы, к которой искусно пришиваются цветные фрагменты войлока, образующие уникальные орнаменты. Эти части войлока соединяются мастерами специальными стежками. Орнаменты на шырдаке часто стилизованы под части животных, такие как хвосты собак, рога горных козлов и когти птиц. Каждый из этих элементов несет свой особый смысл и значение в традиционной культуре.
В изготовлении шырдака применяют разнообразные цветовые сочетания, но основными остаются красный, оранжевый и белый, красный и синий, а также комбинация красного, белого и коричневого. Однако, важно, чтобы каждый шырдак имел по краям чёрно-белую пару цветов, символизирующих заснеженные вершины кыргызских гор.
В 2012 году искусство изготовления шырдаков было признано частью нематериального культурного наследия Кыргызстана.
На фото: шырдаки прекрасно смотрятся в современных интерьерах, причем не только на полу, но и на стенах.
Конечная фаза изготовления шырдаков традиционно происходит зимой. В целом весь процесс протекает в течение года: весной стригут шерсть, потом её моют, сушат, треплют, красят, а затем, с помощью кипятка, мыла и чия (камышовой циновки) валяют кииз — войлочную основу, в данном случае одного цвета.
На войлочное полотно накладывались рисунки шаманского происхождения, сделанные старшей женщиной в роду. Яркие контрасты — центральная тема космологии кочевников Центральной Азии. Чередование орнаментов вызывает головокружение — эффект, часто используемый в шаманских ритуалах.
На фото: шырдак от фабрики Altai может служить ярким акцентом в любом интерьере.
На фото: шырдаки Altai Felt Shyrdak FEL1644, Altai Felt Shyrdak FEL1836, Altai Felt Shyrdak FEL0984 украшаются орнаментами, которые имеют глубокий символический смысл.
Йомудские ковры
Кочевники из Туркменистана — йомуды — использовали войлок на протяжении тысячелетий. Только у этой народности сохранилась техника, ныне утраченная, — делать на каждой стороне ковра свой рисунок: один для повседневного использования, другой — для важных событий и особых гостей.
На фото: на йомудских коврах часто можно встретить гипнотические спирали.
На фото: войлочные ковры Yomud Felt создаются вручную, и каждый из них уникален.
В Туркменистане ковёр утверждён как один из национальных символов и объявлен государственным достоянием. Орнаменты туркменского ковра ведут свое происхождение от узоров, изображенных на древней глиняной посуде Южного Туркменистана, датируемой рубежом IV-III тыс. до н. э., и получившей название керамики гёксюрского стиля. Геометрический орнамент данной керамики: кресты, ступенчатые пирамиды, зигзаги — полностью схожи с узорами туркменских ковров.
Известный итальянский путешественник Марко Поло, побывавший в XIII веке в местах обитания туркмен, в XXI главе своей «Книги о разнообразии мира», повествующей о его путешествии по Азии, говоря о быте туркмен, написал: «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры, а также ткутся отменные, богатые материи красного и другого цвета».
Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами для различных целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров. Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Туркменский ковёр являлся символом власти и достатка и, как утверждают некоторые источники, нёс сакральное значение.
На фото: ручной труд мастера придает коврам Yomud Felt неповторимость.
Анатолийский войлок
Войлочные ковры нейтральных цветов — наследие кочевников, которые много веков назад мигрировали из пустынь Туркменистана в Центральную Анатолию. Некогда древние геометрические защитные символы в начале ХХ века превратились в цветочные орнаменты, напоминающие работы Анри Матисса.
На фото: Altai Anatolian Felt FEL0594.
На фото: войлочные ковры с анатолийскими мотивами: Altai Anatolian Felt FEL0216, Altai Anatolian Felt FEL0717, Altai Anatolian Felt FEL0594.
Дизайн тысячелетней давности из Систана
С начала времен кочевники Центральной Азии чтили войлок за его теплоизоляционные свойства и легкость при транспортировке. Он был основным материалом внутри юрты и часто защищал вход.
На фото: Altai Namad Felt в галерее в Милане.
Пришедшие из Систана, труднодоступного региона между Ираном и Афганистаном, ковры из серии Namad прошли сквозь века с неизменным декором. Их необычайная современность объясняется полным отсутствием контакта с декоративными мотивами, характерными для городских культур.
На фото: Altai Namad Felt. Ковры из войлока отлично сохраняют тепло и являются прекрасным материалом для утепления полов в холодные времена.
Ковры Ала-кыиз
«Следы искусства звериного стиля сохранились до наших дней. Мы, безусловно, видим зависимость от метонимически переданных тел животных в текстильном производстве большей части Кыргызстана, Казахстана, некоторых частей Синьцзяна и Монголии сегодня. Производство этих сшитых и цветных войлоков — очень трудоемкий коллективный процесс, и навыки, лежащие в основе этих жизненных практик, обычно передаются от матери к дочери. На многих из этих традиционных войлоков изображены абстрактные рога, которые, что интересно, можно найти на большей части пазырыкского текстильного корпуса из Горного Алтая вплоть до 4 века до н. э. Ясно, что эта склонность изображать животных через их рога, клювы, рога или другие репрезентативные части тела восходит к классическому периоду анималистического стиля», — рассказывает в одном из интервью Доктор Петя Андреева из Школы дизайна Парсонс в Нью-Йорке, которая исследует декоративное и погребальное искусство Евразии.
На фото: войлочные ковры Ala-Kiyiz из Кыргызстана были внесены в список нематериального культурного наследия, что подчеркивает их культурное значение и уникальность.
Цветные войлочные ковры номадов
На фото: войлочные ковры прочные и долговечные, и могут прослужить десятилетиями.
На фото: яркие шерстяные ковры Altai Namad Felt FEL0898, Altai Namad Felt FEL0905, Altai Namad Felt FEL0926.
На фото: войлочные ковры часто привлекают внимание иностранных туристов, которые ценят их уникальность и красоту.
Войлок, одно из древнейших текстильных искусств, сейчас переживает свое второе рождение. Его история уходит вглубь веков. Для многих кочевых народов войлок не только служил для сна, одежды, укрытия лошадей и утепления жилища, но и считался амулетом, защищающим от злых духов и вражеских атак.
На фото: войлочные ковры, такие как Altai Namad Felt FEL1543 и Altai Namad Felt FEL1815, используют разнообразные цвета, что позволяет создавать уникальные и красочные интерьеры.
На фото: важнейшей эмблемой со времен зарождения человечества был рог барана — символ плодородия, связанный с культом Матери-Земли. Этот мотив часто можно встретить в декоре традиционных войлочных ковров Altai
О компании Altai
Компания Altai возникла благодаря страсти и исследованиям Раффаэле и Элизы Каррьери. В 1997 году они открыли свою первую галерею в Милане, где выставили первые в Европе сахарские циновки, затем войлок из Центральной Азии и килимы из Курдистана. Миланцы были поражены. Среди них были Этторе Соттсасс, Маддалена Де Падова и Вико Маджистретти. Зоркий глаз Каррьери сразу же распознал уникальность изделий, скромных, но, в то же время, очень изысканных. Это шедевры, которые передавались по наследству на протяжении тысячелетий.
На фото: в галерее Altai представлены самые разнообразные ковры, от Мавритании до Киргизии.
В 2005 году Каррьери открыли студию Altai, которая занимается изготовлением коров на заказ для знаменитых архитекторов и известных международных брендов.
На фото: Altai, художественная галерея с сердцем кочевника, расположенная в самом центре Милана.